Новости · Карта сайта · Для дилеров · Техподдержка · Контакты · English
RussGPS
powered by DataFactory  Система RussGPS  ·  Тарифы  ·  Договор  ·  Оборудование  ·  Партнеры  ·  Вход в систему 

· Новости за 2011 год
· Новости за 2010 год
· Новости за 2009 год
· Новости за 2008 год
· Новости за 2007 год
· Новости за 2006 год
· Новости за 2005 год
· Новости за 2004 год
· Новости за 2003 год
· Новости за 2002 год

Партнеры
Datafactory
Swiss Web
Benefon
GAP AG
Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Software
 
 
 
 
 

Пресс-конференция "Перспективы рынка телематических услуг в России"

24 ноября 2003 года, Москва

24 ноября 2003 года в Marriott Grand Hotel (зал Кусковский) состоялась пресс-конференция "Перспективы рынка телематических услуг в России".

Организаторами мероприятия выступили компании RussGPS (Россия), Motorola (США), WMCS (Бельгия) и Всероссийское движение в защиту прав потребителей (Россия).



Интервью с исполнительным директором Ассоциации телематических операторов

Панов Павел Арнольдович МТ: Уважаемый Павел Арнольдович, расскажите об истории создания Ассоциации телематических операторов, что послужило причиной ее создания? Какие цели ставит перед собой Ассоциация?

Павел Панов: Основной причиной стал переход рынка телематики на новый уровень развития. Можно говорить о том, что российский рынок телематических услуг зародился два-три года назад. Тогда появились компании, которые сейчас можно отнести к основным игрокам этого рынка. Это компании, которые занимались продажей GPS-устройств и написанного собственными силами программного обеспечения для предоставления услуг, связанных с определением местоположения. Они развивались различными путями - одни создавались на базе советских НИИ, с их запасами военных и научно-технических разработок. Эти компании собирали собственные устройства, писали ПО и предлагали пользователям соответствующие телематические услуги. Вторая часть компаний пошла по пути ввоза телематических устройств из-за рубежа. Причем этот ввоз осуществлялся не всегда законно, без уплаты соответствующих налоговых и таможенных платежей. Для оказания услуг определения местоположения и сопровождения объектов были созданы небольшие диспетчерские узлы. Коммерчески такой способ ведения бизнеса себя оправдывал, и компаниям удалось закрепиться на этом рынке.

Следующий сегмент компаний вышел на рынок несколько позже, но сразу на другом уровне развития. Ими продвигался более комплексный подход к услугам телематики. Они закупили у западных компаний современное и дорогое оборудование и ПО, построили в России собственные центры оказания телематических услуг в расчете на то, что этот рынок будет серьезным образом развиваться. Их первоначальные вложения оказались гораздо большими, но зато эти компании могут оказывать самые современные услуги и имеют большие возможности модернизации своих систем, в то время как многие компании, вышедшие на рынок первыми, столкнулись сейчас с проблемой морального устаревания своего оборудования. Поставленные ими пользователям оконечные устройства не поддерживают современных услуг, а диспетчерские центры не работают с новыми технологиями. Например, некоторое время назад для передачи информации в сети GSM использовалась SMS-технология, что обходилось пользователю очень дорого. Сейчас появилась возможность передавать телематические данные при помощи GPRS-технологии, что снижает стоимость услуг в несколько раз. Но устаревшее оборудование не поддерживает этих возможностей, и многим компаниям сейчас придется разворачивать новые диспетчерские центры, устанавливать новое ПО. Необходимость решения этих проблем стала одной из причин создания Ассоциации.

Вторая причина - это необходимость оперативного обмена информацией. Понятно, что участники этого рынка контактируют между собой. Создаются рабочие группы при различных государственных ведомствах, компании пытаются решить примерно одинаковые вопросы. В зарубежных странах компании - и производители, и продавцы - устраивают регулярные встречи между собой, а также с потребителями своей продукции. На этих встречах и в последующих контактах решаются вопросы внесения изменений в оборудование и технологии, обсуждаются даже вопросы цен на устройства и тарифов на услуги. У нас этого нет, все работают сами по себе.

Больших усилий требует решение законодательных вопросов. Например, нигде в Европе нет ограничений на ввоз и использование оборудования для определения местонахождения. Российские требования к ограничению точности этого определения влияют на развитие бизнеса и на технологическое развитие нашей страны. Сейчас импортеры соответствующего оборудования вынуждены, закупая за рубежом оборудование, позволяющее определять местоположение с точностью до 1-5 м, умышленно загрублять его и ввозить в Россию устройства уже с гораздо меньшей точностью, но зато соответствующие условиям лицензирования и сертификации. Мы встречаемся с представителями государственных органов, в том числе и силовых ведомств, и пытаемся объяснить нашу позицию. Ситуация похожа на ту, в которой находились операторы сотовой связи несколько лет назад, когда на каждый мобильный телефон требовалось разрешение от государственных органов. Отмена этого требования заняла довольно долгое время, мы считаем, что на телематическом рынке мы также придем к отмене ограничений, но хотелось бы, чтобы это произошло быстрее. Это большая работа, требующая серьезных затрат времени, сил и финансовых ресурсов. В рамках одной или нескольких компаний ее выполнить тяжело, поэтому было бы целесообразно решать этот вопрос через Ассоциацию.

Российский рынок телематических услуг реформируется, он должен быть понятным и прозрачным, с одинаковыми правилами игры для всех участников. Наша цель - совместно и организованно заработать на этом рынке. В конце концов, целью всех коммерческих компаний является извлечение прибыли, нужно только, чтобы это проходило в равных для всех цивилизованных условиях. Конкурировать нужно на уровне понятных технологических, маркетинговых или ценовых преимуществ, а дальше - пусть выбирает потребитель.

МТ: Ассоциация телематических операторов была создана в ноябре 2003 г. Почему был выбран именно этот момент?

П. П.: К этому моменту сложились условия для формирования телематического рынка в России. Мы видим, как растет этот рынок в Европе. Интерес к телематическим технологиям, в первую очередь к услугам сопровождения подвижных объектов, растет в Китае, на Ближнем Востоке, в ЮАР и т. д. Кроме того, появилось новое оборудование, как потребительское, так и серверное. Появились технологии, которые позволяют предоставлять эти услуги по доступным ценам. За последний год цены на оконечные устройства снизились в 3 раза. Несколько лет назад это оборудование стоило более 1 тыс долл. за единицу, сейчас цены снизились до нескольких сотен долларов. Думаю, что через год цены на оконечные устройства снизятся еще на 20-30%, а сервисные возможности расширятся. Переход к транспортировке сигнала с SMS на технологию GPRS позволил значительно снизить плату за трафик телематических устройств, что дает возможность предложить эти услуги широким слоям потребителей. Осенью 2003 г. на рынке появился модуль M110, совмещающий в себе GSM/GPRS/GPS-технологии, производства бельгийской компании WMCS с чипсетом Motorola. Это первое абонентское устройство с такими возможностями, полностью сертифицированное для работы в российских сетях. Существуют различные программы по развитию дополнительных устройств на базе технологии глобального позиционирования GPS. Планируется, что участие в этих работах также будет вестись в рамках АТО.

МТ: Сколько членов насчитывает Ассоциация на сегодняшний день?

П. П.: Пока рано говорить о каком-то расширении членов АТО. Существует определенная юридическая процедура - компании, желающие присоединиться к Ассоциации, обращаются к нам с заявлением, проводится согласование позиций, документов и т. д. Планируется, что обновление списка членов Ассоциации будет происходить примерно раз в три месяца. Возможно, в середине 2004 г. мы объявим некоторые итоги первых месяцев существования АТО, представим новых членов. По этому поводу будет проведена пресс-конференция.

МТ: Сколько участников было в Ассоциации на момент ее образования?

П. П.: Шесть компаний. Это - RussGPS, "Мобильные телематические системы позиционирования" (МТС-П), Motorola, Datafactory (Германия), SwissWeb (Швейцария), WMCS (Бельгия).

МТ: Планируете ли вы привлекать к деятельности Ассоциации операторов сотовой связи?

П. П.: Компания МТС-П входит в холдинг "Система Телеком", в состав которого входит и один из крупнейших российских сотовых операторов - компания МТС. Можно говорить о том, что "Система Телеком" принимает участие в деятельности АТО через одного из своих представителей. Информация о планах и целях Ассоциации была доведена до всех сотовых операторов. Вступление крупных компаний, например, таких, как операторы "большой тройки", в какие-либо ассоциации или объединения достаточно длительный процесс. Необходимо согласование с акционерами и другие процедуры. К тому же телематические услуги не являются основным бизнесом для мобильных операторов, им нужно оценить его перспективность. Но я думаю, что к концу 2004 г. все основные игроки рынка мобильной связи России вступят в нашу ассоциацию.

МТ: Складывается впечатление, что телематические услуги - это только отслеживание транспортных средств и грузов, так ли это?

П. П.: Разумеется, нет. Телематические услуги - понятие емкое, к ним относятся все услуги, связанные с передачей и обработкой информационных потоков в телекоммуникационных сетях. Мы сотрудничаем с кадастровыми организациями, например для определения точного местоположения объектов и принадлежности земли, на которой они находятся. Это может быть использовано при строительстве зданий, при прокладке дорог, в деятельности МЧС. Есть различные услуги по охране и безопасности.

Огромный рынок - физические лица. Раньше они не могли воспользоваться телематическими услугами, поскольку не было соответствующих терминальных устройств в нужном качестве и количестве. Теперь они появляются. Телефоны Benefon, например, с "тревожными" кнопками и функциями GPS, с которых в случае опасности можно послать сигнал в охранные ведомства и информацию о своем местонахождении. Многие компании планируют выпускать различные устройства с миниатюрными датчиками и GPS-терминалом, которые могут быть встроены в часы или другие предметы личного пользования. Они могут передавать информацию о состоянии здоровья человека и его местонахождении. Появились и совершенно миниатюрные устройства размером в несколько миллиметров, которые вживляются под кожу человека, и специальные сканеры, которые считывают с этих устройств информацию. Это может быть различная информация и соответственно различные сферы применения - от моментального определения состояния здоровья до систем идентификации. Если встроить сканер, например, в банкомат, он будет автоматически определять, кто пытается снять деньги с карточки, и, если не идентифицирует законного владельца, деньги выданы не будут. Эти устройства и технологии уже существуют, в прошлом году в США было продано 25 млн таких устройств, в том числе на экспорт. Более того, такие устройства уже есть и в России.

МТ: Как вы оцениваете объем российского рынка телематических услуг?

П. П.: Точных оценок этого рынка не существует. Примерно можно посчитать поставки оконечных устройств для телематических услуг, этот рынок на сегодняшний день составляет порядка 50 млн долл. Но оборудование для оказания телематических услуг включает в себя не только терминалы, но и инфраструктуру - диспетчерские узлы и т. д. Этот рынок можно приблизительно оценить в 400-600 млн долл. В минимальной конфигурации диспетчерский узел стоит от 100 до 300 тыс. долл., а для оказания услуг на достаточно высоком уровне требуется несколько миллионов долларов.

Отдельно нужно считать рынок консалтинговых услуг, разработчиков ПО, стоимость трафика, разработку электронных карт, если речь идет об услугах определения местоположения, и т. д. Это отдельный рынок, который также можно оценить в несколько сотен миллионов долларов.

МТ: Как вы оцениваете динамику этого рынка?

П. П.: Мы ожидаем роста в несколько раз в ближайшие годы. Сейчас телематикой интересуются все, как поставщики услуг и оборудования, так и заказчики. С одной стороны, есть пользовательский интерес к рынку, а с другой - производители выпускают все больше видов телематического оборудования и снижают на него цены.

МТ: Каковы планы Ассоциации телематических операторов на ближайшую перспективу?

П. П.: В ближайших планах, пожалуй, попытка решения вопроса по ограничению точности GPS-систем. Мы уже встречались с депутатами Государственной Думы еще прошлого созыва, объясняли им возможности технологии и ситуацию в других странах. Они понимают, что во многом это ограничение - анахронизм, и предлагали нам подготовить поправки к соответствующим законам, которые могут быть вынесены на обсуждение. Кроме законодательных органов надо выходить на правительство, на ФСБ, МВД, другие ведомства. Это дело небыстрое, экспертные советы при ведомствах представят свое мнение, затем обсуждение возможных изменений в законодательстве и т. д. Хорошо, если все согласования удастся завершить за полтора-два года. Но работу эту вести нужно.

МТ: А на более отдаленный срок?

П. П.: Планов много. Мы бы хотели освещать все последние достижения в сфере телематических услуг, которые есть у нас или у наших партнеров, выполнять просветительскую функцию. Не секрет, что региональные компании не всегда имеют оперативный доступ к новинкам рынка, к информации о новейших достижениях. В рамках Ассоциации эти вопросы можно решить. Можно будет обсуждать направления технологического развития рынка. Внедрение новых технологий связи отражается и на рынке телематических услуг, это необходимо учитывать при составлении бизнес-планов, маркетинговых исследований.

Важную роль должна сыграть АТО и в контактах с зарубежными компаниями, которые пытаются выйти на российский телематический рынок. Они не знают особенностей российского рынка, российского законодательства, и им необходимо помочь в адаптации. К нам обращаются за консультациями компании, которые выходят на рынок с новыми устройствами и хотят защитить свои патентные права. В решении юридических вопросов, сертификации оборудования Ассоциация может оказывать консультационную помощь, возможно, при АТО будут созданы структуры, которые будут оказывать такие услуги на коммерческой основе.

Участие в АТО может помочь упростить отношения импортеров телематического оборудования с таможенными органами России. Если единый орган будет гарантировать, что ввозимое оборудование соответствует российскому законодательству и техническим требованиям, это упростит работу таможни и защитит потребителей от некачественной или контрабандной продукции.

Планов работы Ассоциации столько же, сколько и направлений развития телематического рынка. Рынок растет, в Европе рост объема телематических услуг составляет 200-400% в год. Эта тенденция дойдет и до нас, и наша задача - быть к этому готовыми.

Источник: Мобильные телекоммуникации №02 (2004 г.)

® RussGPS – зарегистрированная торговая марка компании Рус.Джи Пи Эс



Авторские права на содержание текста защищены.
© 2002 - 2011 Рус.Джи Пи Эс, ООО. Все права защищены.